Концепция развития ВДНХ
Цель–обеспечить прибыльность деятельности с воссозданием первоначального предназначения как места массового отдыха и визитной карточки великой страны.
Задачи:
- Обеспечение круглогодичной массовой посещаемости;
- Разнообразие платных услуг на все нормальные вкусы;
- Уникальность.
Ограничения:
- Необходимость сохранения сложившегося архитектурного облика;
- Погодные – небольшое количество дней,в которые людям хочется выйти погулять;
- Трудность кардинального изменения функционала зданий.
Преимущества:
- Огромная,относительно ухоженная территория;
- Удобное местоположение и транспортная доступность;
- Известный бренд для старшего поколения, которое тяжелее всего куда-то вытащить;
- Большая посещаемость в хорошую погоду.
Сегодняшнее состояние:
- Основной источник доходов – аренда помещений и территории;
- Деградация технического состояния зданий и инженерии;
- Отсутствие фирменных решений.
Решения
Никакие, вроде бы интересные для конкретного интеллектуала, решения не приведут к успеху, если не обеспечить круглогодичную и почти круглосуточную посещаемость территории.
Принципиальных решений всего четыре:
- Зонирование территории под конкретные запросы людей;
- Связь между зонами, обеспечивающая появление желания переместиться из одной зоны в другую ;
- Трансформация под погодные условия и время суток;
- Доступные цены.
Конкретные проекты
1. Деловая часть
Выставки.
Размеры и количество выставок повсеместно сокращаются, в этих условиях их развитие на ВДНХ вряд ли целесообразно. Надо разработать концепцию эффективного использования трех уже имеющихся выставочных павильонов.
Должна быть решена проблема быстрого въезда/выезда и парковки.
Конференции, длительные совещания, годовые собрания и т.д.
Все существующие варианты проведения подобных мероприятий не лишены недостатков:
- Гостиницы.
Удобно, что проживать можно рядом с местом проведения мероприятия и в перерывах подняться в номер, хотя обычно большая часть проживает вне отеля.
Недостаток – мало пространства даже для небольшой выставки, людям в перерывах негде походить и к вечеру они устают от однообразия и малоподвижности. Нет, часто необходимых, элементов помпезности и торжественности.
В Москве есть несколько гостиниц/бизнес-центров специализирующихся на проведении конференций и круглых столов. Все проводится профессионально, но остается ощущение неудовлетворенности – мероприятие прошло в центре Москвы, но в стандартных новодельных интерьерах.
- Загородные дома отдыха.
Идеальный вариант, если заведение снимается полностью (удается весьма редко). Природа и хороший воздух позволяют добиться быстрой релаксации.
Очень плохие залы, предназначенные для показа кинофильмов. Нет специализированных площадей для выставки. Нет, часто необходимых, элементов помпезности и торжественности.
Основная проблема – игнорирование подобных мероприятий VIP докладчиками, из-за длительности проезда к месту проведения мероприятия.
- Концертные залы.
Подходят только для крупных мероприятий в зданиях с большими внезальными помещениями. Нет мест для выставки, помещений для круглых столов и VIP персон. Ресторан часто располагается на удалении и даже организация обеда превращается в проблему.
На конференциях принято относительно свободно приходить и уходить из зала. В подобных местах очень тесные ряды.
- Конференции на выставках.
Как правило,щитами огораживается часть территории, расставляются столы и стулья. Так как организаторами конференции выступают сами устроители выставки, не имеющие авторитета среди специализированной аудитории, посещают ее случайные люди и в небольшом количестве. Даже если удается обеспечить приличных выступающих, то говорить им приходится перед немногочисленной неактивной аудиторией.Качество звука, как правило, отвратительное.
В целом, надо сказать, что стильных мест для проведения подобных мероприятий в Москве практически нет, а из ВДНХ можно сделать центр проведения отраслевых конференций не имеющий аналогов в мире.
Преимущества:
- Проведение конференции в отдельном здании;
- Необычная архитектура;
- Возможность создания специализированных интерьеров;
- Наличие места для небольшой выставки;
- Ощущение загородного эффекта при расположении практически в центре города;
- Транспортная доступность;
- Большое количество близкорасположенных гостиниц;
- Наличие всей инфраструктуры для питания и отдыха.
Необходимо решить вопрос оперативности переездов по территории для VIP гостей.
Наибольший интерес представляет не только сдача помещений в аренду, а создание специализированной дирекции инициирующей и организующей проведение конференций. Такое решение позволит обеспечить равномерность загрузки и поднять статус мероприятий.
Полезно возродить медали ВДНХ, придав им государственный статус.
2. Музеи
Для массовой посещаемости музеев необходимо обеспечить две вещи – они должны поражать и обеспечить возможность залезать внутрь,трогать, гладить, разбирать, красить… значительную часть экспонатов.
Музеи познавательные
Часть музеев должна быть рассчитана на дневное посещение школьников:
- Физики, с участием в опытах;
- Энергии, с участием в опытах;
- Химии, с участием в опытах;
- Географии с 5D фильмами;
- Строения земли с 5D фильмами;
- Минералов и полезных ископаемых с посещением шахт;
- Металлов с разливом и прессованием памятных монет;
- Человека с возможностью побродить внутри огромного макета (человек – павильон);
- Домашних животных с возможностью погладить;
- Сельскохозяйственных животных – фермы;
- Космоса с огромным залом имитации полетов;
- Бытовой техники - разобраться как устроена.
Если сделать неформально, с массой спецэффектов, детей будут возить со всей страны.
В музеях можно проводить олимпиады ВДНХ по любым направлениям с выдачей медалей.
Если для конференций лучше использовать удаленные павильоны, то музеи посещаемые школьниками лучше по возможности располагать на одной площади для организации массовых веселых перемен.
Так как павильоны не будут заставлены экспонатами, в вечернее время их легко превратить в музей для взрослых, кафе,антикафе, дискотеку, 5D кинотеатр, необычный театр или малый концертный зал. Основной принцип – тусовка, с миграцией из павильона в павильон и на территорию (в некоторые дни до утра).
Музеи-клубы
Музеев можно придумывать несметное количество. Тяжело добиться их окупаемости, но можно совместить с торговлей.
- Клуб любителей котов. Музей с живыми кошками, выставка и продажа. Выставки обычно проходят в жутких помещениях, абсолютно не приспособленных.
- Бельчатник.
- Музей клоунады.
- Музей одной картины. Рядом можно продавать кучу всякого.
- Музей оружия древней Руси. Рядом тир со спецэффектами и любым оружием, начиная с рогатки.
- Музей всех князей, царей, генсеков и президентов.
- Музей хоккея.
- Московская резиденция Деда Мороза.
- Из имеющегося бункера сделать бункер Сталина.
- Учебные курсы по любым направлениям и т.д.
3. Территория
Основное отличие от парка – возможность укрыться от непогоды в множестве зданий, в которых от тебя не требуется тратить деньги и делать то, что ты не хочешь (в обычном парке только кафе и аттракционы).
Праздники
Праздников в Москве очень мало, хотя официальных и неофициальных праздников полно.
Праздники типа проводимого в честь газеты «Московский комсомолец» не в счет, так как нет объединяющей идеи и люди приходятпросто поглазеть.
Праздники могут быть каждые выходные, а летом хоть каждый день.
- Спортивные и военно-патриотические.
Этапы по всей территории, запись в команды по интернету или по учебным заведениям.
Праздник лапты…
- Интеллектуальные.
Праздник одного из музеев раз в год.
- Театральные.
Пушкинский день, праздник клоунады……
- По календарю.
День отца, день посадки деревьев, день космонавтики, день Японии…..
- По хобби.
Праздник танца, день шашек…
- По еде.
День сала, праздник огурца, день мороженного….
- По профессии.
День водителя, день секретаря, день повара, день певца, день дворника, день студента, день лентяя.
- По возрасту.
- По внешнему виду.
День рыжих, день лысых, день высоких.
- Огромный выпускной на который, как в Швеции, выпускники предпочтительно приезжают в открытых грузовиках.
- Огромная ночная дискотека;
- Православные праздники.
Праздники, дело серьезное. Реклама, стиль, сюжеты, сувениры, торговля. Необходимо создать отдельную дирекцию по управлению праздниками.
На случай непогоды необходимо смонтировать огромные, но легкие, самораздвигающиеся конструкции, защищающие большую часть территории от осадков и ветра.
Транспорт
Транспорт мешает, но без него еще хуже. Самое оптимальное - поднять людей на высоту:
- Канатная дорога с кабинками.
Раз канатка, значит желательна верхняя точка. Просится башня со станцией. Слишком высокую строить ни к чему, так может для разнообразия ее сделать сверху шире, чем внизу – типа трех разноцветных шаров. В одномс кафе, во втором – смотровая площадка, в третьем старт для желающих спуститься не «американских горках» или падающем лифте.
- Поднятые над землей дорожки для велосипедов и роликов, разделенные по потокам, но частично совмещенные в общую крытую строительную конструкцию.
Ролики или свои, или коллективные быстроодеваемые. Ролики и велосипеды можно взять и сдать на любой станции (они совмещаются с канаткой).
Пешеходные дорожки и ландшафтный дизайн
Сегодняшние пешеходные дорожки и проезды ничем не отличаются от подобныхим в любом дворе.
Дизайнерских решений по дорожкам и сопутствующим скамейкам, гротам, мостикам, аркам, беседкам, озеленению, скульптуре и т.д. можно наработать неисчислимое количество вариантов.
Для наших условий особенно тщательно необходимо прорабатывать варианты плохой погоды.Кардинальное решение – уход под землю. Относительно теплые переходы, объединенные в кольцо, экскурсия по которым будет не менее интересна, чем по поверхности.
Тема – история Руси, или история Москвы, или развитие цивилизации. Если использовать не экспонаты, а панорамное видеоизображение, то сюжеты можно менять.
Еще вариант – галерея картин, скульптур и сувениров.
Наличие подземных переходов позволит освободить большую часть наземных дорожек под самый большой в Москве каток.
Архитектура и дизайн помещений
Отдельных выдающихся зданий на ВДНХ нет. Ценность представляет только совокупность зданий сталинской эпохи. В них не должно быть никакого новодела. Восстановить все, что можно.названия обязательно оставить, но только старым павильонам.
У большинства зданий на ВДНХ вообще нет ничего интересного в архитектуре. Архитектурные конкурсы по их трансформации пройдут на «ура», благо не требуется соблюдения одного стиля. Для территории вне центральной оси, оптимально принять принцип парка в Царском селе – одновременно (из-за зелени) видно только два объекта построенных в абсолютно разных стилях.
На ВДНХ явно не хватает малых деревянных построек – пагоды, часовни, шалаши, конюшни….
Аттракционы
Мне не нравится идея большого скопища аттракционов. В парках она оправдана разделением на шумную и спокойную части. Надо вытащить любителей аттракционов на 2/3 территории, превратив ее в сплошной познавательно-развлекательный аттракцион.
Конечно, не надо их втыкать на каждом углу, но десяток растянутых зон, принципиально отличающихся друг от друга, не помешает:
- Детские – относительно спокойные;
- Страшилки;
- Визуальные;
- Водные;
- Горки летом и зимой;
- Спортивные;
- Летательные;
- Смешные;
- Все, что вращается;
- Все, что ездит.
И пусть работают хоть до утра.
Цветовая гамма
Природа определила цвета наиболее подходящие для человеческого глаза и собрала их правильное сочетание в радугу.Большинства цветов из радуги на ВДНХ явно не хватает.
Техническое обеспечение
Энергетика, инженерия зданий, уборка мусора – все может являться действующим и одновременно выставочным оборудованием.
ВДНХ может стать зоной высокой энергетической эффективности, с демонстрацией ее в каждом здании. Так как энергетика важна для каждого производства, любая выставка может иметь расширение на всю территорию ВДНХ.
4. Рестораны, кафе
Сегодня на ВДНХ кормят дорого и невкусно. Можно нарваться на обман и хамство. Все надо менять кардинально.
Организация питания – одна из главных доходных статей. С другой стороны для массовости посетителей цены должны быть не высоки.
Эти обстоятельства, а также возможность существенной экономии на продуктах при массовых закупках и минимизации отходов, приводят к выводу об отказе от схемы сдачи помещений в аренду и создании своей дирекции кафе и ресторанов.
Разнообразие вкусов можно удовлетворить путем приглашения шеф-поваров с большими полномочиями.
С самого начала важно подобрать интересную структуру кафе и ресторанов:
- Централизованная подготовка еды для конференций и банкетов;
- Рестораны при школе молодых официантов;
- Национальные;
- Постные;
- С рыбалкой за столом (на пруду);
- С возможностью готовить самим при консультациях специалиста;
- Тематические – под местоположение……
5. Торговля
Сегодня ВДНХ – большой рынок, чуть лучше того, что был в Лужниках. Полностью отказываться от торговли экономически не целесообразно, но и торговые центры не нужны.
Принцип – сочетание музея, объяснения техпроцесса и конструкции, демонстрационной мастерской, простой информации по правильному выбору и магазинчика. В каждом магазине обязательны оригинальные сувениры. Обязательный централизованный контроль качества.
Не надо заставлять людей таскать покупки, они должны доставляться до выхода в специальные пункты либо у метро, либо у стоянки машин.
6. Персонал
Самая сложная задача – добиться массовой доброжелательности всего работающего персонала.