5 июня — день в истории
Глубокомысленная цитата из недр интернета: «некоторые из тех, кто родился 5 июня, придают слишком большое значение мыслительному процессу как таковому и совсем не интересуются происходящим наяву».
А в мыслях у нас начало лета, когда мы окончательно проснулись вместе с окружающей средой, сняли с себя лишнее и оказались готовы к флирту и продолжению рода. Но Организация Объединенных Наций напоминает нам, что не все так оптимистично, назвав этот день Всемирным днем охраны окружающей среды. Поводом к его введению послужило обращение 2200 деятелей науки и культуры из 23 стран мира. Они предупреждали человечество: «Либо мы покончим с загрязнением, либо оно покончит с нами». Россияне, конечно, отличились, и сделали из этого поминального дня о хрустально-чистом воздухе праздник ─ День эколога, то есть радостный профессиональный праздник людей, получающих зарплату за охрану нашей с вами окружающей среды от нас самих.
Надо, конечно, учитывать, что праздников у загрязнителей природы намного больше — дни автомобилиста, химика, металлурга, энергетика, железнодорожника, строителя, ядерщика, нефтяника и газовика, лесоруба, машиностроителя, дорожника, космонавта и танкиста. В России действует более 1000 общественных экологических организаций, в соответствии с новым законодательством, некоторые из них оказались иностранными агентами. Но это только передовой отряд. С последствиями развития цивилизации борются также армии врачей и работников ритуальных услуг, производителей фильтров и бутилированной воды, примазавшихся производителей экобензина и энергосберегателей, а также армада чистильщиков, мойщиков и маляров, то есть, опять же, нас с вами.
Все мы вместе, включая экологов, вредим окружающей среде. Одних фекалий человечество выдает 250 млн. тонн в год, да плюс 3 млрд. м³ мочи, 80 млн. м³ пота, 3 млн. тонн ороговевшей кожи и комплект из 400 вреднейших веществ, выделяемых с дыханием. Также надо учитывать 2 млрд. тонн бытового мусора и еще большее количество промышленного.
Мусорные острова в океане |
5 июня 1873 г. — под нажимом Англии закрыт Занзибарский рынок рабов, самый большой в мире
Остров Занзибар, известный в настоящее время своими белоснежными пляжами, красивыми коралловыми садами, пряностями и даже «войной» с мухой цеце, имеет богатую и длинную историю. И в этой истории немало довольно-таки мрачных эпизодов, одним из которых является период работорговли.
Система работорговли хорошо развилась в Африке в XV веке. На восточном побережье крупнейшим центром работорговли был город Багамойо. Даже само название города переводится с местного языка суахили как «здесь я оставляю своё сердце».
К середине XIX века центром работорговли становится сам Занзибар. Существуют подсчёты, согласно которым в период 1830–1873 гг. на острове продали около 600 тысяч рабов.
5 июня 1897 г. На верфи «Новое Адмиралтейство» в Петербурге было начато строительство крейсера «Аврора»
Существовал подкласс крейсеров — бронепалубные, то есть имеющие броневую палубу для защиты жизненно важных частей корабля от навесного огня. Бортовой брони они не несли и для дуэли с броненосцами не предназначались. Именно к такому типу принадлежал крейсер «Аврора», однотипный с заложенными ранее «Палладой» и «Дианой».
Статуя Авроре (Богине утренней зари) в Летнем саду Питера |
Каким-то уникальным по своим боевым качествам этот корабль отнюдь не являлся. Тем не менее, своему прямому назначению — ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба — этот крейсер вполне соответствовал. Все три крейсера предназначались для Тихого океана, где назревал военный конфликт с Японией. Однако на Дальний Восток отряд опоздал — в африканском порту Джибути на русских кораблях узнали о ночном нападении японцев на порт-артурскую эскадру. 5 апреля 1904 года «Аврора» вернулась в Кронштадт. 2 октября 1904 года в составе эскадры «Аврора» вторично отправилась в путь — к Цусиме.
Адмирал Рожественский, командовавший эскадрой, имел привычку давать вверенным ему боевым кораблям прозвища. «Аврора» удостоилась весьма скабрёзного титула «Проститутка подзаборная». Знал бы Рожественский, какой корабль он так малопочтительно именует!
«Аврора» в ходе Цусимского боя добросовестно выполняла приказ Рожественского — прикрывала транспорты. Задача эта была явно не по плечу четырём русским крейсерам, против которых действовали сначала восемь, а потом шестнадцать японских. От геройской гибели их спасло только то, что к ним случайно подошла колонна русских броненосцев, отогнавших наседавшего неприятеля.
Чем-то особенным крейсер в бою не отличился — автором приписываемых «Авроре» советскими источниками повреждений, которые получил японский крейсер «Идзуми», на самом деле был крейсер «Владимир Мономах». Сама же «Аврора» получила около десятка попаданий, имела ряд повреждений и серьёзные потери в людях — до ста человек убитыми и ранеными. Погиб командир — его фотография экспонируется ныне в музее крейсера в обрамлении пробитого осколком японским снарядом стального листа обшивки и обгорелых досок настила палубы.
Крейсер 1-го ранга «Аврора» на рейде Манилы после Цусимского сражения, июнь 1905 г. |
На Балтику «Аврора» вернулась в начале 1906 года вместе с несколькими другими кораблями, уцелевшими от японского разгрома.
11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка «U-26» под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу «Палладу» и подошедшую ей на смену «Аврору». Командир германской субмарины с немецкой педантичностью и скрупулёзностью оценил и классифицировал цели — по всем статьям новый броненосный крейсер представлял собой куда более заманчивую добычу, нежели ветеран русско-японской войны. Попадание торпеды вызвало на «Палладе» детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем — на волнах осталось только несколько матросских бескозырок... «Аврора» развернулась и укрылась в шхерах. Не стоит обвинять русских моряков в трусости — бороться с подводными лодками ещё не умели, а русское командование уже знало о случившейся десятью днями раньше трагедии в Северном море, где немецкая лодка потопила сразу три английских броненосных крейсера. «Аврора» вторично избежала гибели — судьба явно хранила крейсер.
На роли «Авроры» в событиях октября 1917 года в Петрограде особо задерживаться не стоит — об этом сказано более чем достаточно. Заметим только, что угроза расстрелять Зимний дворец из орудий крейсера была чистой воды блефом. Крейсер стоял в ремонте, и потому весь боезапас с него выгрузили в полном соответствии с действовавшими инструкциями. А штамп «залп «Авроры» неверен чисто грамматически, поскольку «залп» — это одновременно произведённые выстрелы из как минимум двух стволов.
5 июня 1910 г. был совершен первый в России полёт на самолёте отечественной конструкции
Самолет поднял в воздух в Киеве его создатель, профессор политехнического института, князь Александр Сергеевич Кудашев. Через 11 дней там же поднял в воздух свой самолёт студент И. И. Сикорский.
Князь А.С. Кудашев в пилотском кресле своего первого самолета. Киев, Сырецкий ипподром, 23 мая 1910 г. |
5 июня 1934 г. в Москве чествовали героев-челюскинцев
Тверская застава, встреча челюскинцев. 1934 г. |
5 июня 1977 года в продаже появился первый массовый персональный компьютер Apple II
Apple II предлагал пользователям интегрированную клавиатуру, цветную графику, звук, пластиковый корпус, восемь слотов расширения.
5 июня 1988 года русская православная церковь отметила тысячелетие крещения Руси
Празднества продолжались до 12 июня — дня памяти всех русских святых. После 70-летнего периода насаждения атеизма в стране начался новый этап в истории Русской православной церкви.
Памятник 1000-летию у Софийского храма в Великом Новгороде, которому также почти 1000 лет |
Святой князь Владимир — креститель Руси |
1991 год, Нобелевская лекция М.С. Горбачева
Из речи: «Непросто выдержать мирный путь в стране, где люди из поколения в поколение приучались к тому, что если ты «против» или не согласен, а у меня власть или другая сила, то тебя надо выбросить за борт политики, а то и упрятать в тюрьму. В стране на протяжении веков все решалось в конце концов насилием. И это наложило трудно смываемый отпечаток на всю «политическую культуру», если уместно в этом случае употребить такое понятие. Демократия наша рождается в муках. Я не соглашусь, чтобы общество снова разделилось на «красных» и «белых», на тех, кто самозванно говорит и действует от «имени народа», и «врагов народа»».
День рождения Барбары Брыльской, польской актрисы, исполнительницы главной роли в комедии Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром»
5 июня 1983 года теплоход «Александр Суворов», флагман Волго-Донского пароходства с лучшим экипажем, ударился верхней частью надстроек в единственный в Ульяновске мост через Волгу, по которому в это время шёл товарный поезд
22 часа 45 минут. До моста — пять минут хода. Видимость ясная, хотя и сумерки. В рубке вахтенный штурман Владимир Митенков, рядом с ним рулевой Уваров. Мост, оборвавший столько жизней, в Ульяновске единственный. Длина — 2200 метров. Через этот мост проходит железная дорога через Волгу в Сибирь. Некоторые пассажиры видели, как на мост на полной скорости влетел товарный состав, когда «Суворову» до него оставалось метров сто. Теплоход шел на предельной скорости — 25 километров в час. Все шло как обычно. Кроме одного — теплоход шел в шестой пролет моста, через который и суда меньших габаритов пройти не могли. Береговая диспетчерская служба, увидев, что судно движется к шестому пролету, пришла в ужас и начала предупреждать по радио вахтенных на «Суворове». Никакого ответа не последовало. Диспетчеры, в полном отчаянии, успели пустить предупредительные ракеты, так как было ясно — остановить судно или заставить его хоть чуть-чуть отклониться уже невозможно.
Не сбавляя скорости, «Суворов» врезался в пролет. Удар теплохода искривил, разрушил рельсовый путь и мост вышел из строя, прервав движение из европейской части страны на восток. Многие из тех, кто оставался в каютах на нижних палубах, удара даже и не заметили — в точности, как на «Титанике», — в корпусе он отозвался глухим, неясным гулом. К тому же в репродукторах звучала музыка. Этот тихий, быстро погасший удар срезал, как лезвием, ходовую рубку и всю верхнюю палубу вместе с кинозалом, до отказа забитым людьми. Тяжелый железнодорожный состав громыхал наверху. И, казалось бы, несильный удар, для некоторых оставшийся незамеченным, до такой степени потряс фермы моста, что вагоны опрокинулись, и вниз, на теплоход, посыпались уголь, бревна, зерно… Теплоход остановился не сразу. Инерция скорости и огромная масса протащили его под мостом и еще метров триста после. И только потом «Суворов» замер на глади реки.
Экперты выделили четыре причины, приведшие к катастрофе: 1) халатность первого штурмана; 2) халатность рулевого; 3) отсутствие сигнальных огней на мосту (были сумерки); 4) никем не включенные сигнальные огни. На шестом пролете, через который такое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшая своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судоходный пролет. Такой сигнал в виде ромба — для судов, идущих вниз по Волге, и прямоугольник — для судов, по ней поднимающихся. Светлая будка могла восприниматься прямоугольником… Особая история с сигнальными огнями. Оказывается, за включение огней никто не отвечал. За электропроводкой следил один, за лампы отвечал другой, а включал — путевой обходчик. Это погубило 176 человек.
После трагедии судно было восстановлено |
5 июня 2013 года в Германии изменен закон о передаче обязательств контроля над маркировкой говядины
Изменения в законодательстве лишили немецкий язык слова из 63 букв, которым именовался закон — Rindfleischetikettierungsuberwachungsaufgabenubertragungsgesetz и которое официально считалось самым длинным в немецком языке.
5 июня 2013 года в Санкт-Петербурге открылась выставка Бориса Гребенщикова
Борис Гребенщиков в перерывах песенной карьеры пишет картины в манере примитивизма.
Название картины неизвестно, но зачем пришел мужик, и так понятно |
Ну? Как я поработал?