5 октября 1918 г. в Киеве начались переговоры о вхождении Крыма в состав Украины
Аналогии неизбежны. КПСС, конечно, была круче. У Хрущева получилось.
Крым, октябрь 1917 – начало 1918 г.
8 октября 1917 г., Севастополь Манифестация на площади Нахимова |
Для большинства жителей Крыма известие о революции в Петрограде стало полной неожиданностью. Против захвата власти большевиками выступили представители практически всех политических партий. По Таврической губернии прокатилась волна демонстраций протеста.
К середине декабря 1917 г. Крым оказался на пороге гражданской войны. Первыми это почувствовали на себе жители Севастополя. Именно здесь задолго до провозглашения советским правительством декрета «О красном терроре» были убиты сотни ни в чем не повинных людей: предприниматели, офицеры, чиновники — все те, кого называли «приспешниками царизма» и «врагами трудящихся масс». Подогреваемые присланными из Петрограда (а также местными) агитаторами, алчущие крови матросы погрузили город в пучину самосудов и жестоких погромов.
Разграблению и осквернению подверглись многие церкви и храмы.
Страшные события произошли в Ялте. 13 января 1918 г. город и его окрестности после четырехдневного сопротивления были заняты большевиками. Практически сразу же в городе начались массовые обыски и аресты. Схваченных офицеров доставляли на стоявшие в порту миноносцы, допрашивали, затем выводили на мол и расстреливали. Так всего за три дня красногвардейцы казнили более ста человек.
Длившиеся на протяжении нескольких месяцев погромы, убийства и грабежи продолжались вплоть до прихода германских войск.
Крымская операция 13–25 апреля 1918 г.
Генерал З. Г. Натиев (в центре)во время парада украинских и немецких войск в Харькове |
Весной 1918 г. кайзеровская армия при поддержке украинских частей продолжала свое победоносное наступление на Россию. В авангарде германской армии находилась Запорожская дивизия полковника Петра Болбочана. Успешному и стремительному продвижению запорожцев способствовали два фактора: во-первых, войска дивизии двигались вдоль основных железнодорожных путей, не давая противнику возможности организовать ни отступление, ни эффективную оборону. Во-вторых, как вспоминали непосредственные участники тех событий, на момент событий весной 1918 г. Красная армия представляла собой «разбойничьи, распутные банды», которые не могли «противостоять ни дисциплинированным и компактным массам германских войск, ни молодой патриотично настроенной украинской армии».
6 апреля 1918 г. запорожцы вступили в Харьков. За короткое время своего существования Запорожский корпус стал одной из наиболее боеспособных украинских боевых частей. Военный парад в Харькове под командованием генерала Натиева проведенный совместно с немецкими войсками, произвел большое впечатление на население города и имел значительное пропагандистское значение.
Значение Крыма
К тому времени правительство Украинской Народной Республики уже вело подготовку по получению доступа к Чёрному морю. Своим законом от 14 января 1918 г., Украинская Народная Республика приняла «Временный закон про флот Украинской Народной Республики», согласно которому суда и корабли флота бывшей Российской империи на Чёрном море провозглашались флотом УНР. В свою очередь, большевики проводили серьёзную агитационную компанию на флоте. Так уже в конце января 1918 г. Совнарком отправил в Севастополь телеграмму о создании «на добровольных началах» рабоче-крестьянского красного флота, обещая плату, которая вдвое превышала денежное обеспечение, предоставляемое черноморцам украинским правительством. Укрепление позиций большевиков в Крыму грозило для УНР получить флот только на бумаге.
Корабли в Севастополе, 1918 г. |
10 апреля 1918 г. штаб запорожцев получил секретный приказ. Надлежало выделить отдельную группу, обеспеченную всеми видами вооружений на правах дивизии, под командованием полковника Болбочана. Перед ним было поставлено отдельное стратегическое задание: опережая немецкие войска на линии Харьков — Лозовая — Александровск — Перекоп — Севастополь, освободить Крымский полуостров от большевиков. Конечной целью операции должен был стать Черноморский флот, дислоцированный в Севастопольской бухте, который планировалось включить в состав украинских вооруженных сил.
Переговоры с немцами
Накануне форсирования Сиваша Петр Болбочан встретился с генералом фон Кошем, командиром 15-й дивизии, которая наступала на Крым следом за группой Болбочана. Генерал информировал полковника про намерение немецкого командования — силами корпуса, при поддержке флота, осуществить операцию по захвату Крыма. Имея тайное задание украинского правительства — опередить немцев и захватить Крымский полуостров раньше них, запорожцы готовились самостоятельно взять Перекоп. Петр Болбочан, как командир дивизии и более низкий по рангу офицер, был вынужден признать свое подчинение немецкому генералу, однако от предложенной помощи — немецких боевых частей и бронепоездов, которые должны были прибыть в Мелитополь, отказался.
Немцы считали невозможным взятие Перекопа без тяжелой артиллерии, которая должна была поступить в ближайшее время в распоряжение 15-й ландверской дивизии, и восприняли намерения Болбочана как бессмысленную дерзкую затею. Возможно, именно это побудило немцев разрешить наступление запорожцев на Крым.
Развитие военной операции
13 апреля 1918 г. подразделения Крымской группы выступили на юг, из Харькова. В Александровске запорожцы встретились с Украинскими сечевыми стрельцами, которые с австрийской армией наступали с Правобережья. После утраты 16 апреля Мелитополя большевики отошли на Сивашские позиции.
Продвигаясь вперед, украинские части постоянно наседали на отступающего врага, атакуя конницей и пехотой на автомобилях. В результате, 21 апреля 1918 г. части Крымской группы заняли Новоалексеевку, последнюю станцию перед сивашским мостом, и вплотную приблизились к переправам.
Сивашский прорыв
Молниеносная операция по захвату сивашской переправы обеспечила быстрое дальнейшее продвижение вглубь Крымского полуострова. При таких благоприятных условиях, как неинформированность большевиков и их невнимательность в деле обороны переправ, Болбочан отбросил прошлый план форсирования Сиваша моторными катерами и решил внезапным наскоком захватить непосредственно железнодорожную переправу.
Ночью 22 апреля 1918 г. первая сотня 2-го Запорожского полка на мотодрезинах быстро переехала заминированный мост и обезвредила взрывчатку. Вслед за этим мост пересекли два бронепоезда. Большевики, никак не ожидая такого решительного наскока, не успели приступить к обороне переправы — бронепоезда беспрепятственно доехали до линии укреплений и пулеметным и артиллерийским огнем посеяли панику среди оборонявшихся.
Вечером 22 апреля 1918 г. Крымская группа с боем захватила город Джанкой — первую узловую станцию в Крыму.
Главные силы группы Болбочана были направлены на Симферополь, который был захвачен почти без сопротивления утром 24 апреля 1918 г.
Противостояние с немцами
После удачных операций запорожцев немецкое военное командование начало выражать обеспокоенность действиями украинских войск.
26 апреля 1918 г. 15-я немецкая дивизия по приказу генерала фон Коша окружила все места дислокации украинских войск и главные стратегические пункты Симферополя. Полковнику Петру Болбочану был объявлен ультиматум — немедленно сложить оружие, оставить все военное имущество и выехать из города и из территории Крыма под охраной немецкого конвоя на правах интернированных, распустив при этом добровольческие отряды. Объясняя причину своих требований, генерал фон Кош заявлял, что по условиям Брестского мира Крым не принадлежит к территории Украины, и для пребывания украинского войска на этой земле нет никаких оснований.
Марш немецких частей в Крыму |
На протесты командира запорожцев был дан ответ, что Министерство военных дел УНР на запросы немецкого командования отвечает, что «абсолютно ничего не знает за такую группу и никаких заданий для операций в Крыму никакому отделению не давало; Украинское Правительство считает Крым вполне самостоятельным государством».
27 апреля 1918 г. министр военных дел УНР Александр Жуковский по телефону отдал приказ о немедленном отходе Запорожской дивизии из Крыма, который был объявлен в присутствии генерала фон Коша. В итоге крымская группировка украинской армии, которой угрожало разоружение немцами, была выведена из Крыма.
Основные цели похода всё же были выполнены: 29 апреля 1918 г., под воздействием событий, часть кораблей Черноморского флота в Севастополе подняла украинский национальный флаг. Руководство флота объявило о своем подчинении правительству в Киеве.
К 18.00 29 апреля линкоры, крейсеры и несколько эсминцев красные флаги спустили. Большинство эсминцев это делать отказалось. Эскадренный миноносец «Керчь» поднял на стеньге сигнал: «Позор и продажа флота».
Малоизвестные страницы истории: крымская «независимость» 1918 года
К 1 мая 1918 г. Крым был оккупирован кайзеровскими войсками. Немцев привлекало уникальное геополитическое положение полуострова — своеобразного моста между Европой и Азией.
Севастополь 1918 года. На рейде — немецкий линейный крейсер «Гебен» |
В повседневную жизнь края оккупанты особо не вмешивались; было уже не до этого — события на Западном фронте в ту пору были важнее, сил на полноценную диктатуру в Крыму у немцев уже не было — устроить «новый германский порядок» на полуострове в полной мере не удалось. Вместе с тем главный приоритет был соблюден: при поддержке германского руководства пост премьер-министра Крымского Краевого правительства получил генерал-лейтенант Матвей Сулькевич, приступивший 5–6 июня к формированию своего кабинета.
Матвей Александрович казался немцам исключительно удобной фигурой: царский генерал, литовский татарин по происхождению, мусульманин, убежденный противник всякого рода революций. Немцы были убеждены, что Сулькевич сохранит в Крыму спокойствие и порядок, и обеспечит для них режим наибольшего благоприятствования. Нельзя не обратить внимание на то, что генерал Сулькевич относился к своей должности на редкость серьезно и стремился к отстаиванию интересов маленького полуострова на всех уровнях и во всех вопросах. И если в отношениях с Германией правила игры диктовали немцы, то в отношениях с Украиной все было совсем иначе: Крым не считал себя продолжением Украины, и в этом вопросе занял абсолютно принципиальную позицию.
Примечательно, что Крым в ту пору считал себя независимым государством, хотя местные политики и осознавали, что судьба полуострова — будет ли он в составе «державы» гетмана Скоропадского или же будет самостоятельным — решается в Берлине. Это было действительно так. Сулькевич направил в столицу Германии дипломатическую миссию. Понятное дело, что немцы более чем холодно встретили дипломатические инициативы нового государства, заявив о том, что «в связи с настоящим международным положением» не считают возможным объявить о признании государственной независимости Крыма.
Глава Крымского краевого правительства генерал Сулькевич разошелся со Скоропадским в вопросе языковой политики.
Глава Крымского краевого правительства генерал Сулькевич разошелся со Скоропадским в вопросе языковой политики.
В конце апреля в Киеве произошел военный переворот — Центральную Раду сменил гетман Скоропадский. Недолго думая, он заявил права на Крым, обратившись к Сулькевичу с письмом по-украински. «Я ответил, — вспоминал глава независимого Крыма, — что я не «староста», а глава правительства самостоятельного края, и что я прошу установить сношения между нами на общественном языке — на русском. Этот мой поступок объявили в Киеве «разрывом дипломатических отношений»
Принципиальным был вопрос о статусе Черноморского флота, во все времена игравшего определяющую роль в жизни полуострова. В те годы флот беспощадно разграбляли. Немецкие солдаты ежедневно отправляли из Крыма в Германию посылки с продовольствием, в Берлин отправлялись поезда, нагруженные обстановкой императорских дворцов и яхт, из Севастопольского порта вывозили разнообразное ценное имущество. Немцы и австрийцы грабили все, что только можно, официально именуя это «военной добычей». Начальник всех портов Черноморского флота адмирал Покровский наивно вопрошал в одном из документов: что «является «военной добычей» при настоящей обстановке, когда войска дружественных государств введены в страну по приглашению ее правительства»?
В июне 1918 г. Украина развернула против Крыма настоящую таможенную войну. По распоряжению украинского правительства, все товары, направляемые в Крым, реквизировались. В результате закрытия границ Крым лишился украинского хлеба, а Украина — крымских фруктов. Продовольственная ситуация в Крыму заметно ухудшилась, даже в Симферополе и Севастополе была введены карточки на хлеб. Населению Крыма было очевидно, что край прокормить сам себя не может, но правительство Сулькевича упорно стояло на позиции сохранения фактической независимости своего маленького государства и уделяло большое внимание вопросам, связанным с внешними атрибутами независимости.
«Мы заставим Крым присоединиться к Украине»
Задолго до того, как первый секретарь ЦК КПСС Н. Хрущев принял авантюрное решение передать Крым из РСФСР в состав УССР, самостийный гетманский Киев уже претендовал на полуостров. Правда, тогда, в 1918 г., партнером по переговорам на эту тему была кайзеровская Германия, тоже не скрывавшая стремления получить новую колонию на Черном море.
В своих мемуарах гетман Павло Скоропадский вспоминал по поводу Крыма: «…планы немцев мне не известны, во всяком случае, при известной комбинации немцы не прочь там утвердиться. Турция с татарами тоже протягивает к Крыму руки. Украина же не может жить, не владея Крымом, это будет какое-то туловище без ног. Крым должен принадлежать Украине, на каких условиях, это безразлично».
Рейху было выгодно существование двух параллельных полумарионеточных режимов — Скоропадского и Сулькевича. Из Берлина в адрес Крыма, дабы держать его в узде, постоянно доносились угрозы включения в состав Украины. А кабинет Скоропадского до начала сентября не вступал ни в какие официальные контакты с Крымом, игнорируя его фактическую государственность и продолжая претендовать на территорию полуострова.
Вскоре начались перестрелки между пограничниками обеих сторон. Защиту друг от друга искали у немцев. После ввода запрета на ввоз хлеба в Крым, на полуострове были вынуждены ввести карточную систему. Севастополь вообще временами оказывался на грани голода. Министр внутренних дел УНР заявил: «Мы заставим Крым присоединиться к Украине. Для этой цели и служит таможенная война. Мы примем ещё целый ряд мер, чтобы сделать вас более покорными. А если вы потом будете агитировать в духе российской ориентации, то мы вас будем вешать».
Немцы постоянно и намеренно путали карты при переговорах Украины с Крымом, чтобы и здесь как-нибудь невзначай не было достигнуто какого-нибудь соглашения. Divideetimpera (разделяй и властвуй) было их лозунгом. А русские Украины и Крыма, серьёзно вообразив себя двумя государствами, вели таможенную войну между собой, будто кому-то было полезно, чтобы в Крыму гнили продукты, когда в Киеве на них стояли безумные цены.
В воздухе витала идея самостоятельности Крыма. Краевое правительство признавало целесообразность сохранения законоположений Российского государства, изданных до большевистского переворота, с оговоркой об их пересмотре в случае надобности. Предполагалось провести выборы в органы местного самоуправления, но они откладывались на неопределенный срок. Вводилось гражданство Крыма, и ставилась задача создания собственных вооружённых сил. Государственным гербом Крыма становился по Декларации герб Таврической губернии (византийский орёл с золотым восьмиконечным крестом на щите), флагом — голубое полотнище с гербом в верхнем углу древка.
Столицей объявлялся Симферополь. В ранг государственного языка был возведен русский, но с правом пользования на официальном уровне татарским и немецким. Вся полнота власти, в какой мере о ней вообще можно было вести речь в условиях оккупации, сосредоточивалась Краевым правительством. Это могло привести и к введению прямой диктатуры.
Восстанавливалось право частной собственности с возвращением (или возмещением) конфискованного в дни большевистского правления. Вводилась свобода торговли. В целях повышения результативности этой борьбы легализовалась торговля спиртным, запрещённая еще в марте 1917 г. Планировался выпуск собственных денежных знаков. Осуществлению этих планов помешала военная катастрофа кайзеровского рейха.
В сентябре наметились очень слабые положительные сдвиги в отношениях с Украиной. Прекратилось ожесточённое таможенное противостояние, вновь заработала телеграфная связь, возобновила работу почта. Правда, таможня под Мелитополем сохранилась. Германская сторона, предпринявшая ряд усилий для прекращения экономической блокады полуострова со стороны Украины, настоятельно требовала создание союза Крыма с Украинской Державой.
26 сентября 1918 г. крымская делегация направилась в Киев. Линия поведения делегации была санкционирована Сулькевичем и Краевым правительством. Представительной украинской делегацией руководил Ф. А. Лизогуб. От германского командования присутствовал принц Генрих Рейс. Это свидетельствовало о высокой степени серьёзности отношения сторон к переговорам, начавшимся 5 октября.
Украинская делегация представила Главные основания соединения Крыма с Украиной, из 19 пунктов. Суть их сводилась к следующему: «Крым соединяется с Украиной на правах автономного края под единой Верховной властью Его Светлости Пана Гетмана»; международные отношения, управление армией и флотом, законодательство, финансы находятся в ведении Украины (правда, Крым мог иметь собственные вооруженные силы); сферы местного самоуправления, торговли, промышленности и земледелия, народного просвещения, религиозная, национальная, здравоохранения, путей сообщения (кроме железных дорог), определение государственного языка подлежат ведению Крыма и на них «не распространяются общие законы Украинской Державы».
Несмотря на широкую автономию, которую Киев предложил тогда Симферополю, крымская делегация расценила Основания не как «проект соединения», а как «проект порабощения», и в своем отчете подчеркнула, что это повлекло бы «за собой такое изменение в политическом положении Крыма и такой ущерб его материальным интересам, что осуществить подобное изменение без ясно выраженной воли Крымского народа Делегация не считала себя правомочной».
Крым выдвинул контрпредложение об установлении с Украинской Державой федеративного союза и предложил заключить двусторонний договор. Делегация Украины проигнорировала этот документ и 10 октября прервала переговоры. Последнее совещание представителей состоялось 12 октября, затем был заключен ряд частных соглашений.
Немного погодя оба правительства пали.
Немного крымской красоты, не подвластной политике:
Крым http://meteo.livejournal.com |
Крым, гора Аю-Даг http://fotki.yandex.ru |
Керчь, Ени-Кале http://www.photoukraine.com |
Судак http://turgurzuf.ru |
Музей Грина в Феодоссии http://turgurzuf.ru |
Севастополь Константиновский Равелин https://vk.com |
http://avtobus-orel.ru |
http://www.nice-places.com |
http://beautyplaces.ru |
Долина привидений http://bw4u.ru |
Гора Ак-Кая |
http://photo.qip.ru |
http://a-a-ah.ru |
http://chernomor-tour.com.ua |
http://villaperegrina.ru |
http://villaperegrina.ru |
http://ojevi.com |
http://secretworlds.ru |
«Кавказская пленница» тоже снималась в Крыму |
Ну? Как я поработал?