Угон советского истребителя МИГ-25 6 сентября 1976 года
Перехватчик МИГ-25 интересовал американские спецслужбы, как только они узнали о его наличии.
Нам известно только об одном сбитом самолете-шпионе. На самом деле участь “Локхида” V-2 разделили около 30 разведывательных самолетов. 252 американских пилота были сбиты над территорией СССР.
“Летучая лисица”
В 1976 году советские Военно-Воздушные Силы потрясло невиданное доселе чрезвычайное происшествие. 6 сентября в истребительном полку войск противовоздушной обороны во время тренировочного полета исчез с экранов радаров новенький по тем временам перехватчик МИГ-25П с бортовым номером 31. Пилотировал его молодой, но уже опытный летчик старший лейтенант Виктор Беленко.
Случилось это ЧП в Дальневосточном военном округе на авиабазе Чугуевка. С перехватчика какое-то время поступали сигналы бедствия, на запросы пилот “борта 31” не отвечал. Командующий авиацией ПВО маршал авиации Евгений Савицкий, находившийся в Приморье с инспекционной проверкой, отреагировал на случившееся внешне спокойно. Авиация есть авиация! Всякое может случиться.
Через несколько часов весь мир знал, что в аэропорту японского города Хакодате приземлился советский военный самолет. Во время посадки чуть было не произошло столкновение истребителя с пассажирским лайнером “Боинг-727”. Летчик был вынужден сажать машину на большой скорости и под острым углом. Взлетно-посадочной полосы не хватило, и самолет выкатился на грунтовое поле, где и остановился.
Скрыть событие, о котором говорил весь мир, было невозможно. Спецслужбы делают агрессивный ход: они обвиняют японскую сторону в затягивании принятия решения по выдаче самолета и летчика. И дальше, когда стало ясно, что летчик и не собирается возвращаться на Родину, в телеэфире появляются его мать, которую, как потом выяснится, он не видел тринадцать лет, и жена, с которой, как опять же выяснится потом, он собирался разводиться. Обе женщины плакали, умоляли японцев сжалиться над ними и отпустить “горячо любимого” сына и мужа.
Когда же летчик попросил политическое убежище в США, в ход пошли наркотики. Естественно, только под их влиянием он мог совершить такое...
Чтобы пресечь все разговоры и навсегда забыть, в газетах была опубликована коротенькая, но ярко поданная заметка: Виктор Беленко погиб в автокатастрофе. Все, туда ему и дорога... Забудьте!
История с этим перелетом до сих пор загадочна.
МИГ-25, по обозначению НАТО “Foxbat” – “летучая лисица”, интересовал американские спеслужбы с того самого дня, как только они узнали о его наличии.
Разработка истребителя, способного в три раза перекрывать скорость звука и перехватывать высотные и скоростные цели в стратосфере, началась в 1962 году. В 50-е и в начале 60-х годов полеты американских самолетов-разведчиков над территорией СССР стали обычным делом. Из тех документов, которые были рассекречены, стало известно, что в этот период было совершено более 10 тысяч шпионских полетов вдоль границ СССР и Китая. Цель была одна – выявить систему противовоздушной обороны.
Но не только вдоль границ летали самолеты-разведчики. На огромных высотах они пересекали территорию нашей страны. Нам известно только об одном сбитом самолете-шпионе. На самом деле участь “Локхида” V-2 разделили около 30 разведывательных самолетов. 252 американских пилота были сбиты над территорией СССР.
Разведывательный самолет U-2 |
С появлением МИГ-21 число разведывательных полетов заметно уменьшилось. Высотные рекорды нового истребителя впечатляли. Но МИГ-21 решено было сделать фронтовым истребителем и ограничить его высотный потолок.
Для шпионов предназначался другой самолет, который скрывался пока под индексом Е-155.
7 февраля 1961 года летчик-испытатель А. В. Федотов устанавливает на нем мировой рекорд скорости - 2401 км/час. Через год он бьет свой же рекорд и показывает 3000 км/час. Летчик П. М. Остапенко поднимает Е-155 на высоту 22 670 метров.
Е-155 |
Этот самолет-рекордсмен и стал базой будущего перехватчика МИГ-25П. В 1969 году Горьковский авиазавод получил заказ на серийное изделие 84. Почти десять лет самолет шел к серийной разработке. Срок большой, но это не потому, что в работе случались нелады. Те, кто помнит импульсивного и весьма решительного властелина страны Никиту Сергеевича Хрущева, не удивятся, если узнают, что он принимал глобальные решения, особо не задумываясь об их последствиях. Делая ставку на ракеты, он резко тормознул развитие авиации. К счастью, пауза была не такой большой. Президент США Линдон Джонсон успел оповестить мир, что американские авиаконструкторы создали самолет, который способен длительно летать на скоростях 3000 км/час. Вот тогда глава нашего государства спохватился...
Сообщение американского президента в скором времени было нейтрализовано “утечкой информации” по МИГ-25. Кроме этого следует еще один каскад рекордов. Теперь уже самолет берет высоту в 36 240 метров.
К 1976 году ни одна страна в мире не обладала самолетом-перехватчиком, способным конкурировать с МИГ-25. Зарубежная резидентура сообщала, что американские спецслужбы активно интересуются новым самолетом и пытаются раздобыть о нем любые сведения.
Агент или угонщик
До сих пор не утихают споры о том, кто же был на самом деле Виктор Беленко: завербованный агент, дожидавшийся своего часа, или спонтанный угонщик, движимый личными мотивами.
Не раскрывает он своей сущности и в книге, которую быстренько состряпалпо прибытии в США.
КГБешники, естественно, переворошили всю его биографию и наткнулись на много интересных фактов, которые все-таки говорят в пользу вербовки летчика.
Первое, что обнаружилось, – в семейном архиве не нашлось ни одной детской фотографии, по которой можно было бы идентифицировать его личность. Хотя таковые и были в наличии.
Далее – в годы курсантской учебы, отправляясь в отпуск, он предпочитал ездить в маленькие северные города. Он никогда не рассказывал товарищам, что же там делал, и вообще об отпускных делах ничего не говорил.
Как оказалось, Беленко со времен курсантской учебы и до предательского перелета не навещал родителей, хотя материально помогал им.
И, наконец, самая подозрительная черта, по которой можно считать шпионом любого отличника – он хорошо учился в летном училище и много интересовался боевыми самолетами. Он был самым активным читателем гарнизонной библиотеки и частенько обращался в спецчасть за секретной технической литературой.
Последний факт, который говорит в пользу вербовки, хотя и он зыбок. Угоняя самолет, Беленко летел на американскую военную базу Хитозэ, но облачность в этом районе заставила его сесть на гражданский аэродром.
Споры спорами, подозрение подозрениями, но теперь уже поздно о чем-то говорить, да и самого виновника чрезвычайного происшествия не спросишь – погиб человек. Но, как оказалось, все это блеф. Беленко жив. Автокатастрофа то ли была, то ли ее просто придумали. Говорят еще, что вместо него погиб двойник. Но это тоже домыслы.
Все эти годы Виктор Беленко смиренно трудился в одной из американских авиационных фирм. Опять же говорят, что он готов был встретиться с нашими летчиками, приезжавшими в Америку, но те от этих встреч отказывались. Им не о чем было говорить с предателем.
Три года назад токийская телекомпания Nexus задумала снять фильм о бывшем советском летчике. Киногруппе, работавшей в Америке, удалось встретится с Беленко и взять у него интервью. Он объясняет свой поступок точно так же, как и в 1976 году.
О личной жизни бывшего летчика все эти годы небыло ничего известно и японскому режиссеру удалось кое что выяснить. Ему показалось, что Беленко не очень устроен в жизни. Живет он в штате Калифорния,скитаясь по гостиницам м мотелям. Вначале он преподавал технику и тактику воздушного боя в одной из военных академий. Со временем знания его устарели и он переключился на чтение лекций о событиях, обычаях и традициях в СССР. Но после развала Советского Союза его лекции перестали быть актуальными.
Единственное, чем отблагодарила его Америка – предоставила ему гражданство. Средства на жизнь ему приходится зарабатывать коммерцией. В свое время Беленко женился на американке, от которой у него трое детей. Однако, затем развелся и оставил ей, согласно брачному контракту, дом.
А что стало с самолетом?
На голову японцев он свалился так неожиданно, что они не знали, как поступить с “подарком”.
Наверное, они готовы были избавиться от него, но вмешались американцы: не для того он сюда залетел, чтобы его запросто можно было отдать. Они запросили японский МИД и предложили свою помощь в расследовании инцидента. Японцы поначалу им отказали, но не исключили “возможность участия иностранных экспертов”.
19 сентября 64 японских эксперта и 11 американских начали подготовку МиГа к транспортировке на американскую военную базу. Самолет разобрали, поместили в чрево гигантского транспорта “Galaxy” и под эскортом 14 истребителей сил самообороны Японии доставили на базу Хякури.
Летать на МИГ-25 не собирались, но оставшиеся 200 литров топлива позволяли провести статические испытания двигателя. Тяга составила 11 тонн, что соответствовало разведданным. Затем МИГ-25 облетели два “фантома”, снимая с высоты спектры его излучения. Включалась и бортовая РЛС. Как потом оказалось, часть аппаратуры при включении была выведена из строя. Были взяты также образцы металла и стекла.
Только 12 октября МИГ был возвращен. И тут не обошлось без детективного фарса. Советская сторона потребовала выплатить компенсацию за ущерб, причиненный в ходе “исследований”. Японцы согласились, но при условии, что акт будет составлен на борту советского судна в течение светового дня. МИГ был доставлен разобранным и упакованным в 13 контейнерах. Тара была сделана с расчетом, что ее невозможно будет вскрыть за день. Японцы не пожалели ни досок, ни гвоздей. Но они не учли, что команда судна была укомплектована дюжими молодцами, которые быстренько разметали все контейнеры. В конечном итоге японцам был выставлен счет на 7,7 миллиона рублей, что соответствовало 11 миллионам долларов. Японцы выставили ответный счет и потребовали возместить ущерб за две сломанные антенны, поврежденные Беленко при посадке в аэропорту.
15 октября все финансовые вопросы были урегулированы, и теплоход с разобранным МИГом покинул японский порт. Самолет был доставлен на Горьковский авиазавод, где его внимательно осмотрели. Естественно, он привлекал большое внимание, и разговоры о нем выплескивались за пределы завода. Вначале была идея оставить его на заводе, но это значит, что разговоры не утихнут. Самолет перекрасили и отправили в одно из авиационных училищ, как учебное пособие. Возможно, и сейчас он “жив”, но никто не знает о его судьбе.
При подведении итогов принято считать деньги. Какой же урон нанес Беленко нашей стране? Если в денежном отношении, то это будет порядка 2 миллиардов рублей. Советской стороне пришлось менять секретный шифр “ЯСС” (“Я - свой”), дающий возможность опознавать радиолокационным станциям наши самолеты. Вроде бы деньги затрачены большие, значит, и ущерб был велик. Но это не совсем так. К тому времени система “ЯСС” уже давно устарела, и ее так и так надо было в скором времени менять.
Кстати, поиздержалась и японская сторона. Памятуя о том, что в начальной фазе полета их РЛС потеряли МИГ, японцы немедленно закупили партию самолетов дальнего радиолокационного обнаружения.
Казалось бы, во всей истории выиграла только американцы. Но нет, как выяснилось, они подложили под себя мину замедленного действия. После того как МИГ-25П был поневоле рассекречен, с него были сняты экспортные ограничения. Тут же этим воспользовался Ирак и закупил 20 самолетов. Сирия пошла дальше и приобрела 30 машин, не отстал и Алжир. В скором времени МИГи покажут себя в схватках с американскими истребителями. Верх будет за МИГами.
“Стимулировал” Беленко и создание еще более совершенного МИГ-25ПД (перехватчик доработанный). В 1978 году авиазавод в Горьком уже освоил выпуск этих машин. На них стоял новый локатор, вооружение пополнилось ракетами, и еще был установлен теплопеленгатор, который позволял обнаруживать скрытые цели на земле. Так что худа без добра не бывает.
Хроники угонов советских боевых самолетов
Во время гражданской войны самолеты угоняли то у белых, то у красных. К концу войны количество угонов значительно сократилось. За весь 1920г. в Красной армии был всего один случай угона самолета.
Официальная история Великой Отечественной войны умалчивает о случаях перелета советских летчиков на сторону врага. Но свидетельства дезертирства летного состава все же сохранились,
Первое относится уже к 22 июня 1941г., когда при бомбардировке Кенигсберга штурман бомбардировщика СБ выпрыгнул с парашютом, чтобы не возвращаться обратно. Летом 1941г.в 735-ом авиаполку один Су-2 отделился от группы, и взял курс на запад. В результате полк не получил гвардейскоезвание, к которому был уже представлен.
Оценитьреальные масштабы бегства летчиков по материалам отечественных архивов вряд ли возможно. Для командира части признать факт дезертирства означало нетолько крест на карьере но, возможно, и обвинениев пособничестве. Поскольку беглец обычно заранее не выдавал своих намерения и попросту терялся в очередном полете, отставая от группы, в рапортах он числился «пропавшим без вести» или «не вернувшимися из боя».
По данным немецких военных документов только за 1943г. к немцам перелетело 66самолетов. Бегство продолжалось вплоть победы. В апреле 1945г. Пе-2 покинул строй и, не отзываясь на команды,скрылся в облаках в западном направлении. Целью скорее всего была уже не фашистская Германия, а нейтральные государства или базы союзников.
За весь послевоенный период (до наших дней) удалось найти сведения о 9-и случаях угона боевых самолетов советскими летчиками. Возможно перелетов было и больше, но многие случаи посадки наших летчиков на зарубежные аэродромы официально объяснялись навигационными ошибками пилотов.
В 1948г. из Грозненского летного училища в Турцию угнан истребитель Як-11.
9 октября 1948г. с авиабазы Коломия в Австрию угнан самолета Ту-2.
В 1949г. угон в Швецию истребителя Ла-9.
В 1956г. по сообщениям западной прессы советский лётчик на истребителе МиГ перелетел на Запад.
В 1961г. советский лётчик на новом истребителе-перехватчике Су-9 перелетел в иранский город Абадан. Самолёт был разобран и переправлен в США.
В 1973г. летчик-инструктор Армавирского летного училища Сафронов перелетел в Иран.
27 мая 1973г. авиатехник л-т Е.Вронский взлетел на самолете Су-7БМ с авиабазы Гроссенхайн (ГДР). Поскольку «пилот» не имел практических летных навыков (весь его опыт ограничивался «полетами» на тренажере) «мягкая» посадка исключалась. Чтобы не рисковать он катапультировался сразу после пересечения границы ФРГ. Самолет упал налесной массив у города Брауншвайг. Весь полет проходил на форсажном режиме работы двигателя с неубранным шасси. Обломки самолета возвращены советской стороне, а Вронскому было предоставлено политическое убежище.
Последние два случая угона широко освещались в зарубежной и советской прессе. Особенно много публикаций, зачастую противоречивых, посвящено угону МиГ-25 в Японию в 1976г.
Впервые самолет МИГ-25 был показан в 1967г. на воздушном параде в Домодедово. Его появление вызвало фурор. Ни одна страна в мире не обладала перехватчиком, способным конкурировать с МИГ-25. На нем были установлены 25 мировых рекордов скорости, высоты и
скороподъемности, в том числе - три абсолютных.
Большинство западных экспертов сошлись во мнении, что МиГ-25 является наиболеесовершенным истребителем-перехватчиком в мире. Его РЛС, хотя и выполнена на электронно-вакуумных лампах и не имеет режима селекции целей на фоне земли, но по остальным параметрам не уступает западным.
Изучение личности Беленко показало, что в его биографии неоднократно складывались острые конфликтные ситуации. В училище Беленко приобрел весьма красноречивое прозвище - Торреро. Как-то раз Беленко пролетел на бреющем над птицефермой. Руководство фабрики пожаловались, мол куры перестали нести яйца. Хулигана на 10 суток посадили на гауптвахту. После окончания училища в 1971г. он был направлен летчиком-инструктором в Ставропольское училище где скоро завоевал уважение сослуживцев. Как-то в ночном полете у его истребителя отказал один двигатель, а второй загорелся. Проявив мастерство, лейтенант Беленко спас самолет и себя с курсантом, за что получил благодарность от Главкома ПВО.
За время службы он неоднократно выражал настойчивое желание перевестись в боевой полк. Но командование, как правило, лётчиков-инструкторов из училищ в войска не отпускало. По этой причине отношения с командирами обострились. Как-то на собрании Беленко выступил с критикой начальства которое не только допускало повальное пьянство летчиков, но и само от них не отставало (недостатка спирта, который использовался в антиобледенительной системе, не было). После этого Беленко отстранили от полетов и принялись, в назидание другим, гонять по нарядам. Тогда он написал рапорт с просьбой уволить его из Советской Армии, мотивируя тем, что не же-
лает служить с командирами, которые постоянно злоупотребляют спиртными напиткам. Сначала его отправили на психиатрическое обследование в Ставрополь. После возвращения Беленко еще с месяц мотался по нарядам, пока не пришел приказ о его переводе в истребительный авиаполк 11-й Отдельной армии ПВО (авиабаза Чугуевка Приморского края).
На Дальний Восток с неожиданной проверкой прибыл маршал Савицкий.Обычно такие вещи согласовывают загодя, маршал же прибыл неожиданно, минуя даже штаб армии. Проанализировав факты, я предположил, что маршал прибыл на Дальний Восток, чтобы проследить выполнение особого задания.
Беленко сел не на большой военный аэродром Титоса, куда спокойно мог долететь, а на маленький гражданский Хокадате. Там длина взлетно-посадочной полосы всего 1200м., в то время как для МиГа нужна полоса не менее 2,5км!
Посадить так мастерски самолет, имея всего 6-7 часов самостоятельного пилотирования, просто невозможно! Тогда же появилось предположение, что, находясь в отпуске, Беленко тренировался летать на МиГ-25П. Никто так и не мог толком выяснить, где же старший лейтенант провел полтора месяца отпуска.
Еще один любопытный факт: как только стало известно, что Беленко сел в Японии, маршал Савицкий с группой мгновенно убыли в Москву. Хотя по логике ему следовало остаться и начать расследование происшествия.
И самое главное, Беленко там уже ждали. Такой вывод можно было сделать по его поведению. В течение получаса он никого не подпускал к самолету. Даже стрелял в воздух из пистолета. Складывалось впечатление, что он ждал того, кто придет за ним, назовет нужный пароль и заберет самолет... Интересно, что все эти три месяца его супруга с ребенком спокойно жили в военном городке. Более того, жена получала за мужа зарплату и паек, словно он совершил геройский поступок. Никто не трогал и нас - ни взысканий, ни наказаний в части не последовало. И только в ноябре, на итоговом совещании руководящего состава армии ПВО, Беленко был объявлен предателем Родины. Именно тогда нас стали немного прижимать: кому-то звание задержали, кого-то перевели в другую часть. В это же время куда-то бесследно исчезла супруга и ребенок старшего лейтенанта.
От привычки критиковать все и вся Беленко не смог избавиться и в Америке. Так, во время своего выступления в академии ВВС США оншокировал привыкших к политкорректности американцев словами: «Женщинам место на кухне, а не в кабине самолета. Гомосексуалистов надо расстреливать. Церкви переоборудовать в ночные клубы, а ожиревших попов сажать в тюрьмы, так как они легально крадут деньги у тупых людей». В конце 70-х годов в советской прессе промелькнули сообщения о том, будто беглый летчик погиб в автокатастрофе, с намеком на то, что «рука Москвы» достала предателя. Но это были лишь слухи. В 1980г. Конгресс США предоставил беглецу американское гражданство «за огромный вклад в укрепление национальной безопасности США».
Повторный случай
Первый полет истребитель третьего поколения МиГ-29 «Fulcrum» («Точка опоры») совершил 6 октября 1977г. Конечно, за этим самолетом американские специалисты начали «охотиться» с момента, как стало известно о его существовании. Не исключено, что в недрах разведки планировалась операция по его угону, но для этого надо было по меньшей мере дождаться, когда новые истребители в массовом порядке начнут поступать в авиационные части. В 1988г. МиГ-29 продемонстрировали на международном авиасалоне в Фарнборо (Англия). Его появление вызвало шок в среде специалистов. В то время МиГ-29 являлся единственной машиной выполнявшей такую фигуру как «колокол». При развертывании производства МиГ-29 на предприятиях принимались строжайшие меры секретности.
Так, в сборочных корпусах висели графики пролета иностранных спутников, которые регламентировали время выкатки самолетов за пределы зданий. При буксировке на аэродром на МиГ-29 надевалифальшивые крылья и нос, что делало его похожим на МиГ-25.176 полк, базировавшийся на аэродроме Цхакав Грузии стал первым получившим МИГ-29. |
Именно сюда после окончания училища был направлен Александр Зуев. Карьера егопоначалу складывалась вполне нормально. В 25 лет женился на дочке начальника штаба авиационной дивизии. Сослуживцы отмечали в Зуеве некоторую заносчивость, ну а в общем, он был неплохим парнем, хорошо пел, играл на гитаре, участвовал в самодеятельности. Вскоре Зуев подал документы в школу летчиков-испытателей и получил отказ,поскольку имел мало опыта. Это уязвило его самолюбие, он начал пить, был временно отстранен от полетов и переведен в дежурные по приему и выпуску самолетов.
В ночь с 19 на 20 мая 1988Г. капитан Зуев должен был заступить на очередное дежурство. Накануне вечером он собственноручно испек торт, начинив его купленным в аптеке снотворным. На аэродроме Зуев объявил сослуживцам, что жена родила ему сына (на самом деле это произошло несколькими днями позже) и это необходимо отметить. Лишьдвое не попробовали праздничного торта: солдат-часовой и командир эскадрильи, который готовил документацию к намеченным на утро полетам. У остальных семерых отравление снотворным было столь сильным, что «откачивали» их в реанимации.
Убедившись,что дежурная смена нейтрализована, Зуев перерезал кабели сигнализации и связи и направился к стоянке дежурного звена, чтобы завладеть самолетом. Но часовой не пустил его на стоянку. Уговоры не помогли. Тогда Зуев отошел, затаился и стал ждать пересменки часовых. Вновь заступивший часовой знал капитана и подпустил его слишком близко. Зуев схватился за автомат, началась рукопашная. Капитан выхватил пистолет и, выстрелив в часового, бросился к самолетам, вслед прозвучала длинная очередь, но раненый часовой промахнулся.
Истребители дежурного звена всегда стоят с заправленными баками в полной боевой готовности. Надо было только снять заглушки с воздухозаборников, убрать колодки, сдернуть чехлы с фонаря. Зуеву беспрепятственно удалось взлететь, и чтобы обезопасить себя он решил расстрелять самолеты дежурного звена. Развернувшись он сделал заход на их стоянку, но пушка молчала. Как оказалось угонщик, отключив первую блокировку, забыл (сказалось отсутствие летной практики) о второй.
Увидев, что повзлетной уже бежит самолет командира эскадрильи, Зуев включил форсажи ушел в сторону моря. Беглеца догнать не удалось. Он приземлился на один из аэродромов в Турции и попросил политического убежища. Турки отказались выдать беглецаСССР однако Зуев все же предстал перед турецким судом. Он прикинулся военным диссидентом, его аргументы показались турецким судьям убедительными и он был оправдан.
Не желая портить отношения с СССР турки уже через двое суток вернули угнанный самолет, несмотря на настойчивые просьбы американцев передать его на одну из их военных баз. Зуеву было предоставлено политическое убежище в США и Пентагон заключил с ним контракт на оказание консультационных услуг.
Помощь Зуева в период подготовки к операции Буря в пустыне была оценена очень высоко. Оценка же его поступка советским правосудием однозначна - предатель. Но возмездие его так и не настигло. Жил он в тихом городке Сан-Диего и консультировал бизнесменов, решивших делать бизнес в России. Точку в биографии Александра Зуева поставила катастрофа частного одномоторного самолета, произошедшая летом 2001г. неподалеку от города Сиэтл. Незадолго до гибели он написал книгу которую назвал «Точка опоры» (как и угнанный им МиГ).
Самолет после возвращения был передан в 116 Центр боевого применения авиации под Астраханью где использовался по назначению до списания.
В истории современной России случаев угона боевых самолетов достоверно не зафиксировано - «бежать» теперь можно просто купив билет.
В «постсоветское» время у американских летчиков появилась возможность оттачивать боевое мастерство в учебных боях с настоящими современными советскими истребителями. Сегодня в небе США летают около 50 советских истребителей от МиГ-15 до МиГ-29 и Су-27
.
Угоны гражданских самолетов в Советском Союзе
Ну? Как я поработал?