5 июня 1897 г. На верфи «Новое Адмиралтейство» в Петербурге было начато строительство крейсера «Аврора»
Существовал подкласс крейсеров — бронепалубные, то есть имеющие броневую палубу для защиты жизненно важных частей корабля от навесного огня. Бортовой брони они не несли и для дуэли с броненосцами не предназначались. Именно к такому типу принадлежал крейсер «Аврора», однотипный с заложенными ранее «Палладой» и «Дианой».
Статуя Авроре (Богине утренней зари) в Летнем саду Питера |
Каким-то уникальным по своим боевым качествам этот корабль отнюдь не являлся. Тем не менее, своему прямому назначению — ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба — этот крейсер вполне соответствовал. Все три крейсера предназначались для Тихого океана, где назревал военный конфликт с Японией. Однако на Дальний Восток отряд опоздал — в африканском порту Джибути на русских кораблях узнали о ночном нападении японцев на порт-артурскую эскадру. 5 апреля 1904 года «Аврора» вернулась в Кронштадт. 2 октября 1904 года в составе эскадры «Аврора» вторично отправилась в путь — к Цусиме.
Адмирал Рожественский, командовавший эскадрой, имел привычку давать вверенным ему боевым кораблям прозвища. «Аврора» удостоилась весьма скабрёзного титула «Проститутка подзаборная». Знал бы Рожественский, какой корабль он так малопочтительно именует!
«Аврора» в ходе Цусимского боя добросовестно выполняла приказ Рожественского — прикрывала транспорты. Задача эта была явно не по плечу четырём русским крейсерам, против которых действовали сначала восемь, а потом шестнадцать японских. От геройской гибели их спасло только то, что к ним случайно подошла колонна русских броненосцев, отогнавших наседавшего неприятеля.
Чем-то особенным крейсер в бою не отличился — автором приписываемых «Авроре» советскими источниками повреждений, которые получил японский крейсер «Идзуми», на самом деле был крейсер «Владимир Мономах». Сама же «Аврора» получила около десятка попаданий, имела ряд повреждений и серьёзные потери в людях — до ста человек убитыми и ранеными. Погиб командир — его фотография экспонируется ныне в музее крейсера в обрамлении пробитого осколком японским снарядом стального листа обшивки и обгорелых досок настила палубы.
Крейсер 1-го ранга «Аврора» на рейде Манилы после Цусимского сражения, июнь 1905 г. |
На Балтику «Аврора» вернулась в начале 1906 года вместе с несколькими другими кораблями, уцелевшими от японского разгрома.
11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка «U-26» под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу «Палладу» и подошедшую ей на смену «Аврору». Командир германской субмарины с немецкой педантичностью и скрупулёзностью оценил и классифицировал цели — по всем статьям новый броненосный крейсер представлял собой куда более заманчивую добычу, нежели ветеран русско-японской войны. Попадание торпеды вызвало на «Палладе» детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем — на волнах осталось только несколько матросских бескозырок... «Аврора» развернулась и укрылась в шхерах. Не стоит обвинять русских моряков в трусости — бороться с подводными лодками ещё не умели, а русское командование уже знало о случившейся десятью днями раньше трагедии в Северном море, где немецкая лодка потопила сразу три английских броненосных крейсера. «Аврора» вторично избежала гибели — судьба явно хранила крейсер.
На роли «Авроры» в событиях октября 1917 года в Петрограде особо задерживаться не стоит — об этом сказано более чем достаточно. Заметим только, что угроза расстрелять Зимний дворец из орудий крейсера была чистой воды блефом. Крейсер стоял в ремонте, и потому весь боезапас с него выгрузили в полном соответствии с действовавшими инструкциями. А штамп «залп «Авроры» неверен чисто грамматически, поскольку «залп» — это одновременно произведённые выстрелы из как минимум двух стволов.
Ну? Как я поработал?