Итоги первого дня войны
Конечно, фактор внезапности сыграл свою роль. Часть лётчиков и командиров в то воскресное утро отдыхали, другие находились вне своих частей. В то же время среди советских лётчиков, особенно воевавших в Испании, многие понимали, что войны не избежать, и ожидали нападения Германии. Для всех них неожиданным оказался характер воздушной войны, которую нам навязали люфтваффе с первых часов. В чём он проявлялся?
Тактика немецкой авиации состояла в чередовании налётов на аэродромы истребителей и бомбардировщиков мелкими и средними группами в зависимости от советского противодействия. А поскольку на многих аэродромах вообще не было каких-либо средств ПВО, а другие имели по одному-два зенитных пулемета, отсутствовали элементарные укрытия для летного и технического состава, самолеты повсеместно располагались скученно и не маскировались, то люфтваффе действовали очень эффективно и практически безнаказанно.
Предполагалось, что бои будут вестись на большой высоте: кислородные брикеты закладывались в крыльевые кассеты... Политработники обходили машины и заглядывали в полевые аптечки: заготовлены ли препараты против обмораживания? Проверяли, надето ли теплое белье? Заливали в термосы шоколад и какао. Не потерял ли в спешке кто-либо перчатки, исправны ли кислородные маски?. Мало кто из авиационных специалистов сомневался, что основные схватки развернутся вблизи практических потолков высоты самолетов. Летчиков учили: кто смог оказаться выше неприятеля — тот господствует в бою.
В реальной жизни немецкая авиация действовала на малых, а иногда — предельно малых высотах. В этих условиях советские летчики-истребители, прежде всего пилотировавшие новые МиГ-3 и Як-1, зачастую не могли совладать с машинами. В немецких отчетах указывалось, что нередко летчики И-18 (так противник поначалу называл МиГ-3), ведя бой на малой высоте, не справлялись с пилотированием, срывались в штопор и разбивались. Безусловно, основная тяжесть воздушных боев легла на плечи ветеранов: И-16, И-153, И-15бис. Во многих случаях неосвоенные «миги» и «пешки» оказались бесполезным балластом.
Уже первые стычки показали, что в групповых боях безусловное превосходство было у немецких летчиков. Многие советские пилоты были отличными пилотажниками, метко стреляли по конусам и бесстрашно бросались в схватку. Но они уступали немцам в умении взаимодействовать в бою, слетанности пар, четверок, групп. Не только командный, но и рядовой состав люфтваффе успел накопить большой боевой опыт в небе Польши, Франции, Англии; выучка, полученная в боях, намного отличалась от той, что приобретается на полигонах.
Соединения нашей дальнебомбардировочной авиации не пострадали от налетов на аэродромы. Распоряжение командования ВВС о приведении частей авиакорпусов в боевую готовность было передано в 6 ч 44 мин. И что же? «На всех аэродромах начались митинги, — записано в официальной хронике АДД. — Летчики, штурманы, техники, младшие авиаспециалисты клялись сражаться с врагом до полного его разгрома, заверяли Родину, партию, народ...». Только около 10 ч генералом П. Ф. Жигаревым была поставлена задача 3-му авиакорпусу ДД по уничтожению скоплений вражеских войск в районе Сувалок, и лишь в 13 ч 40 мин первые бомбардировщики начали взлет. Таким образом, более семи часов первой половины дня оказались упущены.
По советским архивным данным, в течение первого дня наши лётчики совершили до 6000 самолето-вылетов (это, кстати, примерно в два раза больше, чем выполнили люфтваффе) и уничтожили более 200 немецких самолетов. Немцы объявили в средствах массовой информации, что за успех им пришлось заплатить гибелью 35 самолетов. Само по себе такое число суточных потерь является для люфтваффе весьма значительным, но относиться к цифрам следует критически, поскольку оказалось, что к составлению итоговой сводки за 22 июня «приложило руку» ведомство доктора Геббельса.
Таблица 2.5. Потери люфтваффе на Восточном фронте 22 июня 1941 г.
Тип самолета |
Причина гибели |
|||||
От воздействия противника |
Без воздействия противника |
|||||
Степень разрушения |
||||||
100% |
≥60% |
<60% |
100% |
≥ 60% |
<60% |
|
Bf109 |
14 |
0 |
6 |
4 |
6 |
18 |
Bf110 |
5 |
1 |
4 |
0 |
1 |
5 |
Ju88 |
21 |
0 |
11 |
1 |
1 |
6 |
He111 |
11 |
0 |
6 |
0 |
0 |
2 |
Ju87 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Do17 |
1 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
Hs123 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Другие |
3 |
3 |
20 |
1 |
3 |
4 |
Итого |
57 |
4 |
50 |
6 |
11 |
39 |
Так что отдельные советские летчики уже с первых часов сражения показали врагу, что с ними надо считаться. Соотношение потерь в воздушных боях (без учета потерь от зенитной артиллерии) приблизительно равнялось 50 на 250, что соответствовало боевому опыту, уровню летной подготовки и другим факторам, сложившимся к началу войны.
Ну? Как я поработал?